TheBrainDit

Или Олег Брэйн. Летсплейер. Тот самый «Лестплейер с приятным голосом».

… пожалуй, все.

  1. Суть и плюсы шоу
  2. Минусы шоу
  3. Резюме
  4. Что посмотреть

Чем вообще может заинтересовать летсплей как особенный жанр и в каком случае он может быть интересен? Если наш летсплейщик хорошо играет в игру, может рассказать о тактиках, прохождении и секретах; если разбирается в играх вообще и в данном жанре в частности, глубоко анализирует и оценивает все ее компоненты. Бывает достаточно просто наличия у него мощного компьютера и сколько-нибудь популярного канала на YouTube – тогда люди смотрят летсплей просто чтобы с игрой познакомиться, нужно только игру выбрать правильно и вовремя прохождение выложить.

Есть и иной тип: так сказать «летслей персонализированный», когда зрителю интересен конкретно человек, который проходит игру. Причины могут быть разные: неповторимый юмор, какая-нибудь особенная манера изъясняться, эмоционирвать, отыгрывать роли; какой-нибудь особенно живой, цепляющий образ. И это уже не совсем летсплей в собственном значении слова, это скорее специфический тип видеоблога.

Понятно, что нет таких четких классов в природе – как правило, они смешиваются и переплетаются друг с другом, но все же обычно общий акцент, общая склонность к тому или иному приему и типу летсплея есть. Причем не на уровне «персонализированный»/ «неперсонализированный» летсплей, речь о том что кто-то конкретно предстает как «веселый парень», кто-то как шутник, кто-то как критик и аналитик (хотя это уже больше дело обзорщиков игр) и т.д.

Кто же такой TheBrainDit согласно этой типологии? Довольно часто пишут, что это некая «демонстрация игры», то есть люди смотрят это прежде всего для того чтобы узнать, что сама игра представляет собой. Олег действительно любит выкладывать прохождение новых, только-только вышедших и очень ожидаемых игр из известных, раскрученных серий, будь то GTA или Assassin`s Creed какой-нибудь. Но если посмотреть значительную  часть видео на канале, начиная от самых старых, то станет ясно, что направлений тут уйма и влияния других летсплейеров самого разного жанра – тоже.

Олег Брэйн – это летсплеи по всему и всеми способами. Возможно, единственной чертой их объединяющей является тот самый приятный на слух грудной голос комментатора. Ну и если покопаться глубже, то еще парочкой черт менее заметных: например, некоторая многословность и пространность речи, долгое пережевывание каких-нибудь маловажных подробностей и деталей; в целом более или менее грамотная, потоковая речь с достаточным активным словарным запасом и что-то в этом духе. Не очень-то и много и не очень-то персонализированно, согласитесь.

Больше ничего определенного, такого что характеризовало бы весь канал TheBrainDit как явление.

В 2011—2012 (и далее, но в меньшей степени) году к примеру,  заметно влияние небезызвестного Maddyson`а. Как бы странно это не звучало. Та же очень частая и хорошо узнаваемая схема построения шуток: ассоциации и сравнения, которые наиболее неожиданны в данном контексте с большим упором на «грязную», похабную тематику (последнее перенято в меньшей степени); манера комментариев и интонации, даже определенные черты в произношении слов были переняты (видоизмененные тянущиеся шипящие «чщще там», «чщщувачки») и отдельные коронные фразы Ильи типа «получи в щи». Ни о какой кальке и прямом копировании, речи, конечно, нет, но определенное влияние, в целом, заметно.

Были попытки видоизменять голос во время прохождения игры, дабы было смешнее. Несмотря на большое, в теории, количество вариаций и образов здесь, получался по факту почти всегда образ под общим названием: «манерный гомосексуалист». Эксперимент едва ли удался, сказать по правде.

Есть еще отдельный случай, называется «кооператив с AlexPozitiv», где еще одна вариация Олега, на этот раз перед нами безбашенный весельчак Брэйн, который «Угар, ржач, смотреть всем до конца» и все такое и где контраст с обычным, спокойным Брэйном особенно разительный. Там даже сама игра бывает особенно и не нужна – достаточно сделать нарезку что-то вроде: «Смех Брэйна. Четырехчасовая версия». Зайдет на ура.

То же касается и самих игр, в которые играет Брэйн. Первоначально преобладало прохождение «больших», высокобюджетных игр, разделенное на очень много частей (тот же Skyrim, Assassin`s Creed или Far Cry к примеру), затем следом за изменением конъюнктуры добавились обзоры и прохождения флеш-игр, браузерных игр, различных инди-проектов и пр. Неожиданные здесь  Agar.io, какой-нибудь Goat Simulator или Troll Quest в ассортименте – то во что играли и записывали прохождение просто вообще все кому не лень. Странно что как-то мало Minecraft получилось, учитывая общую тенденцию.

Записывались и кооперативы разных стилей и направленности: Брэйн с AlexPositive, Брэйн с своей девушкой (Дарья Рейн); Брэйн – совместное серьезное прохождение; Брэйн – совместное развлекалово какими-нибудь мини-играми; Брэйн – совместный угар и ржач над всем что происходит в игре… Брэйн…, Брэйн…, Брэйн…

Настоящий лестплейщик широкого профиля, что и говорить. Который вбирает в себя все фишки и новомодные тенденции, идеи и способы лестплеинга как такового, пробуя что-то новое на самых разных направлениях.

И значительная часть плюсов и минусов шоу будет связана именно с таким подходом: сплав многих разнородных жанров и тенденций при отсутствии «собственного лица». Или по крайней мере при его недостаточной выраженности.

Плюсы для самого автора и ведущего очевидны: больше видео, больше просмотров, большее количество запросов будет удовлетворено непосредственно здесь и больше разнородной аудитории будет привлечено на канал.

Для зрителя, интересующегося играми и их прохождением, это возможность соответственно найти все что нужно в рамках одного канала. Не придется привыкать к новым людям, новым манерам комментировать и новым манерам играть. К одному человеку легче привязываешься.

Кроме того можно отслеживать достойные игровые новинки, Летсплейер выступает здесь как носитель определенного вкуса. И если вкусы в какой-нибудь степени совпадают с вашими, то можно так узнавать во что стоит поиграть, а во что не стоит. Такая функция выполняется здесь в некоторых случаях лучше, чем в обзорах и рецензиях на игры. Вкус Олега также не совсем выраженный, но он есть и его выявить можно. Обычно это одиночные игры, RPG, шутеры или Action-игры, Horror и Survival-тематика ; котируется хороший сюжет и атмосферность игрового мира. Следовательно, здесь это тоже может работать.

И еще один плюс. Такой «поиск себя» довольно часто срабатывает как естественный отбор:  Перенятые качества и характеристики, которые оказались явно неудачными и ненужными хотя бы с точки зрения зрительской реакции – отбраковываются, тогда как удачные решения закрепляются и становятся частью шоу на постоянной основе. Есть мнение, что люди склонные подражать, эмулировать что-либо, умеют и производить такой отбор.

Это стало и одной из черт летсплеев TheBrainDit. Хотя бы отчасти были отброшены плохо работающие элементы: шутки, юмор и «смешные» прохождения (Так уж получилось, что с импровизационным юмором здесь не очень); «смешные голоса» и кривляния; немного снизился накал «угара» в «угарных прохождениях».

Но творческая эволюция получилась здесь странной. Много чего (но не все!) негативного отброшено, да, но что же закрепилось положительное, ведь для этого все по сути и делается? Трудно сказать. Складывается ощущение, что с течением времени все возвращается опять к изначальному Брэйну без примесей, что… странно. Положительная эволюция по восходящей линии все-таки есть, но и по силе и по объему изменяемого… в общем, вы ее можете просто даже и не заметить. Вполне реальный вариант.

Наш же зоркий взгляд заметил ее, например, в речи. Она изначально была плавной и достаточно грамотной для летсплейера, но со временем усовершенствовалось умение донести зрителям именно ту мысль, которую, видимо донести и хотелось, не используя для этого корявые и шаблонные речевые конструкции, или слова в неправильном значении и неподходящие к ситуации (что встречалось). Активный словарный запас вырос, так же как и гибкость в использовании речи. Она стала более вариативной и динамичной – по форме.

Другое дело, что гибкость эта, словарный запас и прочее используются в абсолютно том же самом содержании. И темы и их раскрытие и манера говорить осталась той же самой – тот же самый классический Брэйн, который теперь на пару пунктов прокачал умение «красноречие».

Минусы шоу

  • Неумение играть

«Летсплейер без выраженного лица» просто обязан разбираться в том во что играет, он должен уметь показать игру. В определенной степени (а в некоторых играх это принципиально) нужно просто уметь играть и разбираться в игровых тонкостях и нюансах. Какой к примеру, смысл играя в онлайн-шутер, бестолково бегать по карте, периодически получая пулю в лоб? Нужно умение или уж в крайнем случае желание научиться делать здесь что-либо полезное.

Но когда ты еще и «летсплейер широкого профиля» научиться играть во все и сразу нет никакой возможности. А зачастую и просто желания. К примеру в летсплеях на некоторые MMO (PLAYERUNKNOWN'S BATTLEGROUNDS, WarThunder и т.д), Брэйн играет не очень, но дело уже даже не в этом – он как-то не особенно обращает внимание на то, что происходит вокруг, использует минимум игровых возможностей, много разговаривает и причем о чем-нибудь постороннем, не имеющем отношения к игре… Олегу просто неинтересно и нет никакой охоты вживаться в игровой мир и вникать в его правила.

Да и за каналом и продуктом TheBrainDit стоит живой реальный человек, которому могут нравиться отдельные игры или целые жанры, а могут и, соответственно, не нравиться. Попробуйте снять хороший лестплей по игре которая вас не увлекает, попробуйте хорошо рассказать о ней, о ее возможностях, об игровой механике, тактике-стратегии и всяком таком. Получится?

Другое дело, что в таком случае, наверное, и пробовать не стоит.

  • Потеря атмосферы игрового мира

Смотрите вы такой прохождение игры, которую давно ждали. Игра о выживании в суровом мире постапокалипсиса: драматическая судьба героев, страх и безысходность, агония и хаос, увядание и смерть… и голос Брэйна, неизменно и одинаково бодрый, какой-то такой дежурный, сопровождаемый характерными смешками время от времени.

В прохождениях игр, которые завязаны на игровом процессе, игровых задачах или взаимодействиях игроков и играх в которых первостепенное значение отдается атмосфере, сюжете, сопереживанию – соответственно подход к комментированию должен принципиально различаться. Такое наше мнение. Сама игра делает упор на какие-то качества и летсплейеру неплохо было бы в первую очередь именно эти качества и продемонстрировать. Если речь о летсплее «от игры», летсплее «неперсонализированном», конечно.

Иногда этот недостаток – опять же следствие «многопрофильности»: Олег не всегда в состоянии увлечься игрой, а здесь это принципиально важно. Когда действительно увлекается (к примеру прохождение Last of Us), то дело идет получше.

  • Фоновый шум

Именно так воспринимаются зачастую (не будем обобщать уж слишком) комментарии Олега к происходящему действу. Или как просто классическая болтовня не о чем, которая практически ничем не способна зацепить внимание зрителя по содержанию – все темы, их раскрытие, шутки, все формы реакции представляются здесь просто как ничем не примечательные.

Ну да, за пять с лишним лет отснято тысячи (!) часов материала, сотни игр – неужели кто-то надеялся, что тут останется место хоть чему-то кроме озвучивания всяких банальностей по принципу «лишь бы не молчать»? Тут даже и непонятно минус ли это вовсе, скорее это просто… классический летсплей. Или классический неперсонализированный лестплей. Вот он такой сам по себе – тут 90% времени будут занимать комментарии плана «сейчас мы пойдем туда, потом туда, а потом нам надо сделать то. И вот мы делаем то. Мы — молодцы». Ведь если мы смотрим это для того чтобы игру увидеть, такую какова она есть, то такие комментарии, не затеняющие все остальное и не перетягивающие на себя внимание – может быть как раз и нужны.

  •  Принципиальное противоречие

Завершение логической цепочки

Итак, либо мы хотим на игру посмотреть, и нас интересует прохождение, тактика-стратегия, погружение в игровую атмосферу, сопереживание герою (в зависимости от жанра), то для нас следует показать эту тактику-стратегию, сохранить атмосферу, показать прохождение и пр.

Либо же мы хотим на играющего посмотреть по каким-то причинам: он шутит хорошо, рассказывает интересно, ведет себя в игре как-то незаурядно. Тогда и игры могут быть едва ли не любые, нам это безразлично, да и сама игра: все эти атмосферы, стратегии, персонажи – здесь уходят на второй план.

Какое-то из условий обязательно должно выполняться, верно?

Резюме

Если интересуетесь игровыми новинками и играми вообще, то вот в принципе канал TheBrainDit может оказаться полезным или увлекательным. Приятный голос, грамотная, поставленная, плавная речь и вообще манера комментирования, которая не раздражает и позволяет в значительном количестве случаев просто насладиться игрой (не всегда, но часто). Это и есть своего рода «экологическая ниша» канала.

Что посмотреть

Смотреть желательно прохождение одиночных игр: RPG, шутеры или Action-игры, Horror и Survival-тематика – как мы уже и сказали ранее. В общем, игры которыми сам Брэйн оказывается увлечен и в которых старается разобраться. «Экологическая ниша» — работает только в этих случаях.

Ссылка на канал: TheBrainDit