Юрий Хованский

Комик.

Просто комик – в самых разных жанрах: от стендап-выступлений, пародий, скетчей до, например, рэп-баттлов. Или рэп-композиций, выступая и в этом случае именно как комик. Такое вот амплуа: шумный, яркий и веселый алкоголик с чувством юмора; и одновременно острый на язык человек-скандал, человек-катализатор всяких бурных реакций в интернетах, связанных с возмущением, негодованием etc. Амплуа все еще работает, интерес все еще не гаснет, а иногда и наоборот разгорается с новой, еще большей силой – Юрий умеет подогреть его, когда это нужно. Образ и амплуа настолько яркие и невероятно живучие, что сложилась ситуация когда о парне с фамилией Хованский очень много людей что-то слышали или видели, а вот ответить на вопросы «кто же это все-таки такой?» и «чем он, собственно, знаменит?» ответить вразумительно смогут едва ли не единицы. Ну, вот версус судит, вроде стендап-комедией когда-то занимался. Ну и «Батя в здании», да.

С чем там еще ассоциируется Юрий Хованский обычно? Со скандалами, с алкоголем… ну да, еще с шумом. И ором. Нет, пожалуй, давайте: «с гиперэкспрессией». Ассоциируется не зря и совсем даже не случайно – это действительно коронный прием Юры; инструмент, который способен выжать зрительскую реакцию даже из относительно средних шуток и историй. Это был локомотив первых проектов Юрия – «е***ть, как я люблю», «Russian Standup» или различных летсплеев тогда еще с Maddyson`ом.

И в этом нет ничего плохого – экспрессия как составная часть передачи эмоций вызывает интерес и сама по себе, а кроме того требуется умение ей владеть. Нужно знать ситуации когда ее включить, нужно подобрать нужные вариации экспрессии для данной ситуации, очень желательно не повторяться в формах и интонациях, а кроме того нужны и некоторые природные данные — определенный тембр голоса и что-то вроде вокального диапазона голоса. (Последнее, кстати, не только в экспрессии пригодится). И всем этим Юрий действительно обладает, что уже огромный плюс для него как для… как для комика, в общем.

Скандалы… Тут и говорить ничего не надо – просто введите, например, в поиск: «Хованский и Сергей Бодров», «Хованский и Виктор Цой», «Хованский и Горшок (Михаил Горшенев)» ну и так далее. Причем сделано все именно ради скандала и «хайпа» потому как никаких оснований для таких нападок нет – аргументы либо не озвучиваются (сделано все просто забавы ради), либо выглядят весьма неубедительно. Видео Хованского о Горшеневе, где основным посылом было «Я рад, что он умер» (дословная цитата) к примеру, вышло спустя пару дней после смерти последнего. Скандал и хайп – это, конечно, очень хорошо, но иногда как-то все очень некрасиво получается.

В общем: чувство юмора, скандалы, экспрессия, алкоголизм… ничего не забыли?

Ну да, еще что-то вроде «творческого разгильдяйства». Некое такое не очень серьезное отношение к собственному делу и собственно к продукту этого дела. Это не из разряда «спустя рукава», это из разряда «на кураже», «под настроение» — без детальной, тщательной проработки, без усердного корпения над материалом… как на душу легло, в общем.

И Юра, безусловно, талантливый парень с хорошим чувством юмора, но такой подход приводит… например к тому что иногда спонтанные шутки от заранее заготовленных как-то не сильно отличаются по качеству. Или Юра может записывать смотрибельные летсплеи и в то же время не очень смотрибельные стендапы. Невероятная ситуация, не правда ли?

А теперь, пожалуй, ближе к контенту, друзья. Направлений деятельности у нас тут действительно очень много: Стэндап-выступления, рэп-композиции, пародии, скетчи, летсплеи, блоги о разном, дружеские посиделки и болтовня с кем-нибудь, обзоры на шаверму… Ну да, обзоры на шаверму, а что тут такого? В общем одних только плейлистов на канале штук тридцать – и каждый из них это свой, отдельный мини-проект. Разумеется, рассмотреть все это не представляется возможным, но сказать пару слов о ключевых, наиболее популярных и наиболее, по нашему мнению, качественных – вполне реально.

Russian Standup

Если вы вдруг захотите выбрать из всех направлений творчества Юрия Хованского какое-нибудь одно, которое можно было бы назвать если и не «главным» или «магистральным», то уж хотя бы более важным чем остальные – то вот оно. Поворотный пункт в творческой биографии и начало популярности и успеха – все где-то здесь же.

И если вы захотите выбрать наоборот то направление, за которое Хованского критикуют или хейтят и которое стабильно собирает довольно существенный процент дизлайков и негативных комментариев – то и это (вот ведь сюрприз!) оно же.

Проект, хотя и в целом успешен – все-таки спорный и зрители, стало быть, находят здесь как несомненные достоинства, так и столь же несомненные недостатки. Попробуем и мы поискать.

Первые выпуски (сезоны?) были… плохи. Просто плохи. Сказалось, видимо, отсутствие опыта. Причем в широком смысле – как отсутствие выверенности, тонкости в обращении с инструментами комедии. Причем всеми инструментами. Первые сезоны – это вдохновленная бунтарским духом отдельных представителей западного стендапа, довольно долгая и довольно банальная и безыдейная самопрезентация. Из разряда «я думаю, что пить спиртное хорошо, потому что это весело и это решает все твои проблемы» или «я считаю что если у мошенника получилось умыкнуть у тебя деньги, то он эти деньги заслужил, т.к. оказался достаточно умным, а ты значит не заслужил раз позволил обвести тебя вокруг пальца. Но вообще мошенников не люблю, да».

В общем, все мысли, рассуждения, истории, поданные как некий «новый, неожиданный взгляд на привычные вещи» являются по существу довольно плоскими банальностями – никакой новизной и свежестью от этого и не пахло. Это насчет содержания. С формой дела обстояли примерно так же: однообразие и скудность выразительных средств ощущается явно и невооруженным глазом. Крайне скромный набор интонаций, эмоций, жестов; скучные, предсказуемые ремарки и отступления и все это легло на основу качество которой тоже оставляло желать лучшего… в общем интересно было видимо тем, кто открыл для себя стендап-комедию прямо сейчас в Юрином лице во время просмотра Russian Standup.

Практически все выпуски за 2012 год (это сколько-то там сезонов) были именно такими – особого качественного роста здесь не наблюдалось.

Однако затем стендап Юры вдруг стал лучше. Заметно лучше и это, конечно, не «вдруг» произошло – все происходило постепенно и грань уловить трудно, но «вдруг» возможно для зрителей, которые уже к тому времени отчаялись и подумали что качество выступления навсегда законсервируется на уровне «как в 2012-ом».

Нет. Опыт дал о себе знать, Юра наконец нашел себя и м… разные проявления себя или может быть перестал этих проявлений стесняться и стал увереннее в целом. Трудно сказать, однако то, что подача материала перешла как-то быстро и незаметно из ранга «в целом посредственная» в ранг «почти превосходная» — это факт. Здесь та самая, знаменитая гиперэкспрессия, те самые яркие и разнообразные формы эмоций и интонаций – о них мы говорили выше. Здесь живость подачи материала подкрепляется различными ремарками и отступлениями, которые действительно остроумны; Юрий умеет шутить импровизируя и умеет работать со зрительным залом, что важно.

Здесь все замечательно, но что-то мы упустили. А именно непосредственно содержание выступления: конкретно шутки, конкретно истории, конкретно рассуждения. Это все тоже стало лучше, разумеется, но отнюдь не в той же степени по сравнению с подачей. Материал стал более разнообразным и интересным, это да, но помните, мы где-то выше говорили про «творческое разгильдяйство»? Мы, конечно, не можем сказать однозначно, но со стороны это видится именно так: Юрий готовится не с той степенью основательности, с которой следовало бы и материал выглядит… не совсем проработанным, в общем. Нет, он не сам по себе так выглядит, ибо находится в какой-то степени под маскировкой харизмы Юрия Хованского, но уберите все нюансы, все эмоции, все формальные приемы сюжетности (завязка -> кульминация) и наш вывод станет очевидным.

Возможно даже, что именно умение выразительно и ярко преподать материал зрителям сыграло с Юрием злую шутку – ведь видно же что выступление и так принимают очень хорошо стоит лишь включить сценический образ Юрия Хованского, а значит… стоит ли утруждать себя чего-то там прорабатывая, переписывая, отбирая?

Нет, материал в общем-то неплох в целом, но слишком неоднороден по качеству. Причем даже в рамках одного выступления.

Неплохо получаются пародии, неплохо развиваются темы связанные с какими-то конкретными событиями, людьми, явлениями, то есть неплохо удается некий отклик на что-либо. Про других стендап-комиков, выступающих в данный момент; про какие-нибудь современные модные тренды в юморе, про события на YouTube, про каких-нибудь известных людей…  Хуже соответственно получаются более отвлеченные темы: политика; религия; или просто жизнь и ее проявления – мелкие или глобальные. Трудно сказать с чем это связано, возможно что политика, религия и иже с ними – это уже и так глубоко и много раз перепаханное поле, ведь действительно трудно найти какие-нибудь еще более обожаемые стендап-комиками темы чем эти. И Юре необходимо постараться, очень постараться, чтобы выглядеть на этом фоне уже даже просто невторичным. И у него далеко не всегда это выходит – может быть просто не получается, а может быть тут нет особого старания вовсе.

Если бы можно было собрать из всех выпусков Russian Standup – один, и из самых удачных сцен и шуток, то это как раз и было бы зрелище что надо. Стендап очень высокого качества. В этом смысле ролик «старые шутки о главном», имеет примерно такую идею – выступление сегодняшнее, собранное из частей выступлений предыдущих. Вот это рекомендую.

Е***ть как я люблю.

Догадайтесь что там вместо звездочек.

Один из лучших проектов (а может быть и лучший) Юрия Хованского. И очень жаль, что новые выпуски этого шоу больше не выходят.

«Ненависть»… «концентрированная ненависть»… нет, не совсем то. «Истерика» – вот это уже ближе. Натуральная истерика по поводу какого-нибудь раздражающего Юру Хованского явления. Помните про гиперэкспрессию? Представьте как будет выглядеть гиперэкспрессия по какому-нибудь поводу собранная с максимальной концентрацией на отдельном, небольшом отрезке времени. Это в общем, и есть идея и движущая сила шоу.

Сеть ВКонтакте, современная музыка и мода, русский ютуб, сборная России по футболу… и штук пять выпусков про девушек (очевидно, самая наболевшая тема). Даже, например, про зиму и отдельно про новый год ролик есть – очень много чего попадает под раздачу как видим и вряд ли стоит относиться ко всему этому серьезно, то есть как к критике. Вот как можно всерьез ненавидеть Новый год, нет ну правда?

Так что наше шоу — это скорее весьма экспрессивная по форме комедия наблюдений, что само по себе довольно любопытный жанр, стоит признать. Комедия, которая близка к тому же Юриному Стендапу. Даже недостатки те же – например в выпусках про девушек подняты уже достаточно избитые и на тот момент темы: «вопросы с подвохом от женщин», «убежденность женщины в том. что она всегда права», «обиды непонятно по какому поводу» и многое прочее в этом же духе. Примерно те же, впрочем, и достоинства, но в данном случае они гораздо сильнее сконцентрированы и играют здесь более значительную роль. Настолько, что остальное в общем-то почти и не заметно – слишком уж сильно здесь внимание переориентировано на ту самую экспрессию, которая вкупе с очень подходящим динамичным видеорядом ставится здесь явно во главу угла.

Есть, впрочем, и выпуски, где и содержательная часть достойной получилась и как ни странно здесь все как и в Russian Standup – лучше получаются более предметные и менее отвлеченные, менее «извечные» темы. Выпуск про ВК хорош, про Русскоязычный YouTube, гаджеты или современное телевидение. Ну и остальные тоже посмотреть можно – тут само шоу в принципе очень даже неплохое.

Пародии, скетчи, короткометражки.

Это скорее не от названия соответствующего плейлиста, а в общем, от направлений творчества. Конкретно со скетчами, кстати, не все так однозначно. К примеру, в разделе «большая дымящаяся куча скетчей» — там… немного неоднозначный продукт, так скажем.

А вот с пародиями и юмористическими миниатюрами (короткометражками) на разные темы – все очень даже неплохо.

Например, особенно с пародиями на отдельные русскоязычные YouTube-шоу и на отдельных YouTube-персонажей  (DaiFiveTop, Рэддисон, Ларин, Афоня и т.д.), то есть на «коллег по цеху», так сказать. И на целые YouTube-явления, вроде «челленджей» (Challenge — вызов) или бизнес-тренингов.

Все составляющие хорошей пародии здесь присутствуют: относительно новая (пока еще) и незаезженная тема, умение найти в пародируемом объекте сущностные, примечательные стороны, умение комично их преподнести, обыграть. А кроме того как ни удивительно – актерская игра Юры и его команды на вполне приличном уровне.

Ну и Юрий Хованский не был бы Юрием Хованским если бы здесь не было бы какой-нибудь примечательной особенности. Разгильдяй, алкоголик, скандалист… — мы же помним все это и оно никак не могло не сказаться на всем что тут происходит. Поэтому здесь меньше строгой похожести – образы из пародий часто гротескны, вычурны и экспрессивны иногда сверх меры, а реквизит, декорации часто как будто специально небрежно-разгильдяйские. Это уже на любителя, конечно, но атмосфера какого-то безумного треша, которая получается в итоге — таки привлекает.

Все то же самое относится и к юмористическим короткометражкам: безумие и треш, гротескные образы и все такое. Но тут уже все зависит от того, достаточно ли комично в своей основе противоречие, которое стремятся нам показать Хованский и его друзья. Например в ролике «Добрые коллекторы»  (от 2016 года по поводу закона о регламентации деятельности коллекторских агентств) противоречие между самой сутью деятельности таких агентств и их кругом полномочий согласно законопроекту, а потом противоречие между тем что должно быть и тем чтоб будет на самом деле «ведь Россия же» — они показаны отлично, потому и ролик получился качественным. Есть еще видео касающиеся российских контрсанкций против отдельных европейских производителей и европейских продуктов, по поводу избрания Дональда Трампа президентом США… — все это уже не столь актуально да и возможно изначально не столь и талантливо.

В общем пародии действительно стоит посмотреть, все остальное по усмотрению. Парочка пародий для примера: Топ 5 Бизнес-школа Рэдисон Челленджи

MC Хованский

«буду гангстером», «батя в здании» и пр. – практически триггеры, по которым любому кто хоть немного знаком с ютуб-средой приходит на ум одна определенная персона. Рэп-композиции и рэп-баттлы – это сейчас не только тренд творчества блоггеров, но и бесспорный локомотив конкретно данного канала. В данный момент.

И причем Юрий не влился просто в тренд, которому дал старт некто другой, а сам значительно поспособствовал его продвижению. И говоря объективно, с точки зрения пользовательской реакции (просмотры + соотношение лайков/дизлайков) – это начинание увенчалось успехом. Тут просто без вариантов – по 10-20-30 млн. просмотров у каждого ролика говорят сами за себя.

По содержанию это что-то вроде «дисса» (disrespect) или текста для рэп-баттл-выступления. Против кого-нибудь конкретного или против всех сразу. Или, иначе говоря, текст рэп-композиции Юрия Хованского это:

  1. Панчи (игра слов, отсылки и пр.) по стилистике такие же как в рэп-баттл-выступлениях в целом.
  2. Словесное унижение какого-нибудь очередного блогера с которым у Юрия сейчас конфликт. Унижение Дмитрия Ларина – как вполне самостоятельный и очень широко используемый жанр. Унижение всех блогеров подряд (кроме себя) – туда же.
  3. Восхваление себя любимого. В космических масштабах. Это самый значимый пункт, который занимает примерно 90% любого текста здесь. Читается все это с очень серьезным лицом. А что вы думали, снова веселая пародия? Да и еще и с атрибутикой соответствующей: «стволы», «телки», «тачки» — все правильно, ведь «гэнгста» же. И будь это кто-нибудь любой, кто не Юрий Хованский, такое поведение стоило бы считать моветоном. «Гэнгста», серьезно? Тем более что диссы то в своей основе совсем не шуточные и не пародийные. Самые настоящие диссы. И так нахваливать себя с абсолютно серьезным лицом. Но… Юрий не выглядит как гангстер, мягко говоря. Даже с пистолетом в руке и с суровым выражением на лице. Поэтому это даже так не воспринимается серьезно. Ну вот никак. Юрий настолько талантливый комик, что даже в ситуациях где он серьезен зритель все равно наблюдает комедию.

Поэтому получилась и пародия и почти серьезное высказывание претензий и некое развлекалово за счет встроенных в трек панчей. Очень даже неплохих местами панчей, следует сказать. Как это можно сочетать в одном продукте спросите у Юрия Хованского, мы тут сами не совсем это представляем.

По форме тоже претензий нет: качественный и запоминающийся бит, спаянность бита и текста, клип и видеоряд – очевидно, тут были привлечены, что называется, «профессионалы своего дела». И слава богу, что всем этим не стал заниматься Юрий лично и по своему привычному принципу: «Да плевать на эти мелочи, все равно будут смотреть, потому что я смешной». Такие дела.

В целом, очень неплохой продукт для тех, кому интересна хоть немного личность Хованского или интересна вся эта дружная среда видеоблогеров на YouTube и тесный клубок теплых взаимоотношений между ними. И для тех кто рэп-музыку котирует, но это тут не зря названо в последнюю очередь. Несмотря на все попытки воспринять трэки «Ховы» всерьез – у нас ничего не получилось. 🙁

Ссылка на канал Юрий Хованский