Versusbattle

Официальный канал наиболее известной рэп-батл площадки в России и, вероятно, самый просматриваемый канал подобного плана в мире, потому как, по каким-то причинам, именно в России такой проект привлек очень широкие круги зрителей к батл-рэпу отношения не имеющих и в хип-хоп культуру вообще не посвященных.

Рэп-батл это в общем целое направление в хип-хоп культуре со своей историей, с множеством различных форматов и площадок, но в общем виде – это поединок двух рэп-исполнителей. Точнее словесный поединок в стихотворной форме. И цель, в общем, одна: унизить, подавить противника используя абсолютно любой, так сказать, словесный инструментарий – рамок никаких, от слова «совсем». Разумеется, нужно сделать это тонко, нащупав некие уязвимые места противника (неудачи и провалы, позорные моменты биографии, слабые стороны творчества и т.д.); сделать технично, поэтично, с юмором – в общем как-нибудь интересно, ведь победит тот кто понравится и покажется более убедительным зрителям на мероприятии либо судьям.

Это общая концепция. Версус как отдельная площадка лишь придает ей (концепции) некий определенный формат. А именно: Текст на баттл участниками готовится заранее (как правило), читается без сопровождающего бита (тоже как правило)в форме трех раундов по очереди.

Принципиальное же отличие Версуса от подобных проектов в России в том, что здесь выступают (во всяком случае по изначальному замыслу)уже известные на тот момент исполнители, по крайней мере, в среде людей хорошо знакомых с отечественной рэп-сценой. Для этих людей такая концепция – безусловный плюс. Ведь кому интересно смотреть, как поливают друг друга грязью две не понять откуда взявшиеся персоны, о которых вообще доселе никто не слышал? Здесь же люди в той или иной степени публичные, их жизнь, их творчество на слуху, а значит своего рода «искусственные скандалы» таких людей обещают быть зрелищными. Скандалы ведь всегда приковывают внимание и вызывают интерес, что уж тут говорить. Тем более что конфликты, что стоят за такими «скандалами» иногда совсем даже не искусственные и имеют истоки и долгую предысторию. Правда, когда развязка таких конфликтов переносится прямо на версус, это отдает бутафорией, но тут уж как кому.

Есть еще и «фрэш-блад» (свежая кровь) как отдельный проект внутри версуса, где, как правило, неизвестные участники состязаются в рамках целого турнира и все это с группами, матчами на вылет и одним-единственным победителем в итоге. И, по большому счету, именно фрэш-блад нам доказывает, что баттлы могут быть интересны сами по себе, вне контекста отдельных личностей и вне контекста отдельных от баттла событий. Именно здесь сам баттл становится чем-то вполне самостоятельным. Не скандалами едиными, как говорится. Да и турнирный формат интереснее, так как тогда в баттлах есть какая-то система, которая в итоге позволяет выявить «самого-самого», что всегда нравится зрителю. Некоторый плюс формата «версус-основа» в свою очередь в том, что противники выбираются осознанно и можно выйти против оппонента потому, что тебе есть что о нем сказать, а не потому что вас свела Ее Величество Турнирная сетка.

Так или иначе, версус – это лишь площадка. Содержание версуса-баттла создают его участники, а это и личности и авторы очень разные, причем по всем критериям. Тут и «ноунеймы» и «звезды», шуты, поэты, бунтари; здесь кто-то делает ставку на сложные рифмы, кто-то на «флоу» (подачу материала), кто-то на юмор и шутки, а кто-то на «баттловую» составляющую, иначе говоря концентрируется на поиске «больных мест» оппонента – в его биографии и личности как таковой. Понятно, что большинство участвующих пытается все это сочетать в разных пропорциях, но впечатление от баттлов, и качество самих баттлов, и даже направленность на определенные сегменты аудитории – от выпуска к выпуску все это очень сильно разнится. Поэтому и сказать что-то в принципе о версусе трудно, нужно говорить о каждом (или почти каждом) MC отдельно. А в реальности даже о каждом отдельном выступлении каждого отдельного MC, ведь как показывает опыт, относительно сильные или слабые баттлеры могут быть (или даже просто «сильные» и «слабые»), а вот «отличными» или даже «выдающимися» могут быть только конкретные выступления, а именно, когда сильный MC хорошо готовится к поединку и ему есть что сказать по сути об оппоненте и не только. Такие выступления хочется затем пересматривать, ибо это действительно достойное зрелище.

Ну и немного еще об одной общей черте шоу и баттлов как таковых. И это уже причем скорее к минусам относится. Данная черта – полное отсутствие барьеров, если не сказать «полное отсутствие тормозов». Нецензурная брань; грязный, похабный, черный юмор; прямые оскорбления в очень изощренной форме, не гнушаются тут трогать мам, пап, жен, сестер оппонентов и так далее. Для человека неподготовленного к такому все это будет выглядеть как форменная дикость. И эта дикость стала стилем версуса, как, впрочем, и рэп-баттлов вообще и каждый участник вольно или невольно стремится отдать дань «негласным правилам», «заветам версуса», зачастую не понимая (по всей видимости) зачем он это делает вообще и кому именно он пытается угодить. Дело в общем-то не в том, что черного или похабного юмора быть не должно в принципе, а в том что нишу только лишь «грязной перебранки» и участники и зрители давно переросли, но на нишу эту оглядываются и обращаются к ней как к истоку постоянно. А может и не то чтобы переросли, а просто затаскали тему донельзя, не знаю.

Теперь, пожалуй, конкретнее о некоторых наиболее колоритных и интересных участниках версуса и их выступлениях.

Прежде всего нужно сказать что основа версуса («основа» — все то что не есть фрэш-блад) остается в основном нишевым проектом для тех, кому участники баттла и так интересны как личности и как творцы. Поэтому на вопрос «что посмотреть из версус баттлов» для широкой аудитории и ценителей баттлов как таковых, есть очень обобщенный ответ в виде формулы Oxxxymiron + Fresh Blood. Не весь фрэш-блад, конечно, отдельные его представители только, да и совсем уж всю основу исключать, наверное, не стоило бы. В общем, обо всех по порядку.

Oxxxymiron

Известнейший в России рэп-исполнитель, знаковое лицо версуса. Один из немногих (если не единственный) чье сочетание популярности и высокого класса как MC, продвинуло версус как рэп-баттл площадку №1 в России, по крайней мере по популярности. Опыт стихосложения, обширность лексики, общая эрудиция и богатство мысли вместе с умением эту мысль донести (и это в формате баттла, напомним!) – это просто ядерная смесь, что тут говорить. Особенно сильное выступление Мирон выдал на поединке с Джоннибоем, текст его растащили на цитаты, а многие MC версуса впоследствии делали к нему отсылки; сам баттл набрал рекордные более 30 млн. просмотров. Затем был баттл с СТ, где Мирон показал что как минимум понижать планку не собирается, а скорее будет расти и дальше. Эти два выступления – едва ли не лучшее, что было на версусе вообще. VS Johnyboy VS ST (перезалив)

Уже отталкиваясь от опыта предыдущих баттлов Мирон видимо ясно представлял что нужно сделать чтобы получилось шоу. Яркое, запоминающееся шоу, своеобразный моноспектакль и драма противостояния. Яркая, выразительная агрессия, напор, причем напор живой, вариативный, ситуационный (часто MC грешат обратным), усиливающийся в моменты накала и отхлынывающий затем обратно, дабы зрители не устали; сложная творческая игра с ритмами и созвучиями, которая однако не насилует содержательную сторону текста и не подстраивает ее под себя; отличный, проработанный фаст-флоу (это вообще редкость). А главное это темы, конечно и их раскрытие – и здесь один очень важный нюанс. Тексты Мирона удаются если они направлены в принципе не на оппонента. А скорее на зрителя, если говорить о воздействии или на некое явление, если говорить о направлении удара. Разве Джоннибой действительно более предсказуемый или более бездарный, а СТ более «типичный рэпер» или больший конъюнктурщик чем многие другие? Мирон – это такой мыслитель-эссеист, умеет в небольшом количестве фраз емко, содержательно, хлестко и в некотором смысле остроумно выразить суть некого явления и (или) показать, почему именно сам Мирон против явления этого выступает. Глубиной и остротой мысли, но краткостью изложения все это напоминает некие развернутые афоризмы. Недаром многие фразы из баттлов Мирона и цитируются как раз как афоризмы «дело в личности, что за ними», «хип-хоп никогда не был культурой тупых» и так далее. Там где Мирон таки находит пространство для эссе и полета мысли, получается очень удачно – это не только 2 вышеуказанных баттла, первый раунд против Дуни например был также силен по тем же причинам.

В общем всем кто хоть немного интересуется рэп-баттлами однозначно рекомендую. Впрочем судя по тому, что баттлы с Оксимироном набираю огромное количество просмотров это и широкому кругу зрителей может быть интересно. Единственный момент в том, что тем кто ждет юмора и «панчей» здесь делать в общем-то нечего – Мирон баттлит серьезно и по фактам.

А вообще все баттлы с Мироном – классика и к просмотру обязательны 🙂 Вот еще: VS Крип-А-Крип VS Дуня

Rickey F

А конкретнее Rickey F vs Sin, vs Леха Медь, vs Букер д фред и отчасти vs ХХОС (первый раунд) и vs Tvoigreh.

Rickey F vs Леха Медь однозначно лучшее выступление и того и другого на фрэшбладе и вероятно лучший батл за всю историю версуса вообще.

Рики – участник лиги Fresh-Blood. После нашумевшего баттла против Сина, многими считался фаворитом сезона. Мастер пошутеек, а также, по всей видимости, лучший на версусе автор «панчей» основанных на игре слов, различных каламбурах и прочем, а это уже очень серьезно. Некоторые такие каламбуры являются сложными, проработанными конструкциями с множеством составляющих и затейливым клубком внутренних взаимосвязей.

Например оцените: [баттл против Лехи Медь, где тот в случае поражения занимал бы максимум 3-ю позицию в группе] «И в нашей группе ты станешь максимум бронзой, ведь я сегодня скрещу медь и свинец. Пиф-паф, с*ка!

 Или вот: [речь о том, что после баттла против Сина, где Рики посвятил целый раунд шуткам про рак, многие стали возмущаться, что это ужасно и аморально, хотя тему открыл, по сути, сам Син.] «Мне пишут, что я аморальный м*дак без принципов, просто задрали меня. Но я здесь не причём, так что я умываю руки, ведь это раковина».

Такой уровень игры слов вы увидите очень редко и у очень малого количества участников. И хотя Рики самому далеко не всегда удается удержать взятую высокую планку изысканности юмора, но общий уровень его выступлений едва ли не самый сильный среди всех участников версуса, так или иначе. Причем, что важно, Рики старается использовать и другие приемы комедии, дабы не быть однотипным и шаблонным; добавляет фаст флоу; элементы серьезного баттла с весьма аргументированными претензиями к творческой деятельности оппонента (вторая половина 3-его раунда против Лехи Медь – это хороший образец, как надо такие претензии делать. Так что не шутками едиными). И лучшими у Рики получаются раунды, где удается подать максимально разнообразно материал, не зацикливаясь на одной теме или одном приеме, но при этом делая упор все-таки на сильные свои стороны.

Помесь стендап-комедии с баттл-рэпом, в общем. Рекомендую любителям и того и другого.

Teeraps

Победитель 3-го Fresh Blood`а, выдавший как минимум два просто превосходных выступления vs Электромышь vs МЦ Похоронил и претендующий на звание нового «самого-самого, наряду с Оксимироном» во всем версусе, причем претендующий вполне заслуженно.

И в отличие от остальных таких заслуженных претендентов здесь нельзя сказать вот так сразу, на чем основано более чем благоприятное общее впечатление от его выступлений, чем именно так выделяются они из ряда других. Обычно это что-то сразу бросается в глаза (да и должно бросаться)будь это особенно тонкий, проработанный юмор; необычный, запоминающийся флоу или образ; или умение искать и подбирать основу для батловых колкостей.

 Лишь при более детальном и глубоком рассмотрении возникает мысль, что дело может быть именно в общей режиссуре или общей модели сценария батлового выступления. По крайней мере, в первую очередь в них. Суть можно выразить в нескольких пунктах:

 — Сначала отбирается несколько основных тем – болевых точек, причем отбираются действительно важные (обычно по теме на раунд). Так достигается связность и целостность выступления, «обвинение» не разменивается на мелочи и бьет всегда сильно и вглубь.

— В качестве раскрытия этих тем подбираются конкретные примеры: строчки из текста трэка или баттл-раунда оппонента, приводятся некие факты его биографии, либо, например, пародируется его манера поведения и флоу. Выглядит наглядно и занимательно, если реализовано на должном уровне, конечно.

— И наконец к примерам этим дается саркастический комментарий, сравнение, миниатюра – что-то что позволит высмеять оппонента. Причем высмеять в таком случае удается детально и одновременно по узловым его характеристикам – и где-то здесь уже было сказано, что это вероятно лучший способ той самой «деконструкции образа».

Сюда же, как приятное дополнение, вплетаются и привычные панчи (как кульминации шуток) разного рода – игра слов, неожиданная концовка фразы и пр.

Экспериментально, таким образом Teeraps нащупал ту самую «работающую схему, алгоритм батловых выступлений» и в этом по всей вероятности и состоит секрет его успеха.

И совсем не факт, что в рэп-баттлах будет найдена какая-нибудь схема еще лучше.

Ну и да, разумеется, без должного уровня реализации алгоритм работать не будет. Teeraps доказал в двух последних выступлениях на Versus Fresh Blood что и с этим у него проблем не возникнет, если он постарается.

 

Lodoss

Конкретнее Lodoss vs Леша Gs, vs Woodbacker, vs Redo, vs KD

Тамада из Мурманска. Эдакий «анти-MC»: Весельчак, балагур – беззлобный, улыбчивый, артистичный, с яркой, выразительной мимикой и жестикуляцией, но в то же время с каким-то общим насмешливо-ироничным и иногда даже протестным тоном в своих раундах. Насмешка и протест, причем направлены как на отдельных оппонентов, так и в общем на традиции и устои версуса, рэп-баттлов и хип-хоп культуры вообще. И в подаче материала и в манере вести себя сквозит этот протест – образ «антиMC», как видится, был выбран вполне сознательно. Такой бунт, но с позитивом, улыбками и поэзией. Тем, собственно, и интересен.

Соответственно ярко «протестные» или иронично-высмеивающие, направленные на оппонента сюжеты получаются удачными. Наиболее сильное выступление – в баттле против Redo, где тот также выступил достойно и вообще пара оппонентов подобралась замечательно – своеобразные антиподы друг друга и по внешности и по характеру и по подходу к баттлам. Интересный поединок, один из лучших за весь первый сезон Fresh-Blood.

Леха Медь

Vs Букер Д Фред, vs Rickey F, vs Sin.

В дуэли против Rickey F, в частности, выдал образцовый «баттл по фактам» где обнаружил недюжинную способность находить болевые точки, слабости и ошибки оппонента, также как умение все это представить публике, обобщить это, свести к неким сущностным и значительным сторонам его личности. Ударить, таким образом, по неким системообразующим, с точки зрения зрителя, качествам творчества и характера оппонента.

Здесь были выбраны знаменитые «ответки» Рики, хороший, проработанный текст (Леха делал упор на то, что текст этот не писал не лично Рики или не только Рики, опираясь в доказательстве на панч про доту и «Рики – имба» ), знаменитый раунд Рики про рак, ну и дружелюбие его, которое, по мнению Лехи никакое не дружелюбие, а просто расчетливость. Таким образом, удар пришелся на все то, чем Рики запомнился и полюбился как зрителю так и тому, кто с ним лично знаком. Умением бить именно так, должны обладать, конечно, все MC без исключения, ибо в этом баттл и состоит, в общем-то, но конкретно тут это реализовано на пять с плюсом.

В остальных баттлах Лехи это выражено послабее, да и сам Леха, очевидно еще не определился с амплуа и на Fresh-Blood, то делая упор на образ; то на юмор и панчи; то рубил правду-матку, выступая эдаким прокурором для оппонента; то комбинировал все это вместе. Все это с переменным успехом – где-то удачно, где-то не очень. Ну и да, запоминающийся образ, который Леха пронес-таки через весь Fresh-Blood – образ разбитного, немного приблатненного такого парня с рабочих окраин с соответствующей лексикой и манерой разговаривать. Не то чтобы «парни с окраин» особенно котировались на версусе и сами по себе представляли интерес, образ «заходит» именно потому что, во-первых, на текст он влияния почти никакого не имеет и его влияние вынесено куда-то на переферию, в область второстепенных включений для эмоционального окраса к примеру – все эти «Лехе пох*й, нах*й», и «я с тебя в ах*е, еб*ть» и пр. Ну и во-вторых образ гиперболизированный и от того несколько комичный и воспринимается в общем-то именно только как образ. Ну а если он сочетается с хорошим текстом – то интерес зрителя к баттлу обеспечен.

Кстати, забавен баттл с Букером, где образ Лехи был включен на полную катушку.

Galat

Galat vs Артем Лоик, Galat vs Млечный

Возможно самый недооцененный МС к которому по каким-то причинам никто не относится серьезно. Может быть дело во внешности, поведении или во всем известном затяжном конфликте с D-Мастой. Недооцененный ни судьями ни зрителями, так как последние 2 выступления не вызвали особенных восторгов ни у тех ни у других, тогда как оценивать (или лучше «ценить») было что. Все-таки это были отличные и самобытные выступления и они приятно удивили. Сложился в некотором роде уникальный и индивидуальный стиль: «баттловые уколы», так называемые «зашквары» оппонента, но которые обязательно не просто озвучиваются, а поясняются, обыгрываются, и суть «зашквара» таким образом, подается с обнаженным противоречием в наиболее комичном виде – получается «панчлайн». Прием, конечно многими используется, но здесь он именно как основное и, к слову, весьма действенное оружие. Рифмовка же и ритм очень условны и отданы в жертву живости, артистичности и простоте восприятия. Очень даже неплохо.

Эрнесто Заткнитесь

MC со своим особенным стилем, подачей и подходом к написанию текстов. Одно из лучших флоу на версусе: по-театральному выразительный и яркий стиль выступления, причем с театральными же условностями и определенной манерностью, которые в баттловой среде оказались вдруг очень даже к месту.

Подход к текстам действительно особый и… он, мягко говоря, спорный. Была сделана ставка на игру с рифмами и созвучиями (последнее чем-то напоминает игру слов, но ей не является.), а также на «грязную», похабную тематику, дабы, вроде как, к аудитории версуса подстроиться. Такое внимание сугубо к форме, то есть к внешним, формальным характеристикам баттлового выступления вообще, дает свой результат – на выходе получаем нечто бессодержательное, безадресное, пустое, вычурное и… несмешное, как это ни странно. Оказывается, зарифмовать двойными крепкое словцо – это еще не означает «запанчить». А выдать гору текста на тему того, какой Эрнесто мачо и орел, а противник (некий абстрактный «противник», прошу заметить, ибо выпады чаще всего безличны) ничтожество и жалкий червь – еще не значит «забаттлить». А выручает, конечно знаменитый флоу, который чуть ли не в одиночку тащил первые баттлы Эрнесто (заметьте, что зрители гораздо больше смеялись во время ремарок Эрнесто, когда он как бы уходил от текста, чем там, где по тексту был задуман панчлайн).

И довольно жесткая критика здесь звучит именно потому, что Эрнесто может (и делает иногда) гораздо лучше. В разы лучше. Просто сменить немного вектор внимания – и вот тебе в нагрузку к флоу – тонкие панчлайны, глубокие «баттловые» уколы соперника и многое другое. А баттловые уколы, кстати, получаются довольно самобытными и интересными: как правило, это не серьезная, обстоятельная аргументация почему противник достоин порицания, а отдельные, легкие штришки к образу, намечая которые Эрнесто предстает перед нами как мастер пародии и некой словесной карикатуры. Что и говорить, возможно самым сильным приемом «серьезного баттла» как такового и является несерьезный прием высмеивания по существу неких качеств оппонента или того что оппонент делает. Небольшой такой парадокс. Приемом этим Эрнесто владеет превосходно, да и приемами серьезного баттла – очень даже неплохо.

Радует также то, что Эрнесто растет как MC и очень сильно от выпуска к выпуску. И от схемы «сложная рифма на бранное слово = панч» он не то чтобы отходит, но, по крайней мере, углубляет ее, делая игру слов и созвучий более сложной и нетривиальной. И в отдельных случаях это действительно становится интересно. В общем, сравните, например, баттлы против Zoo in space или против Того самого Коли – и баттл против Alphavit`а в финале. А лучшим, наверное, вообще следует признать баттл уже вне Fresh-Blood, а именно с Гнойным, питерским MC (серия поединков «Слово СПб против Версуса »).

VS Гнойный VS Alphavite VS Niggarex VS Lodoss VS Alpavite (финал)

Букер Д Фред

Противоречивый персонаж. С одной стороны очень много проходного текста; скучной, притянутой за уши чернухи; неприлично большой процент неудачных шуток (вообще с юмором здесь не очень), но присутствуют отличные вставки с фастфлоу (который к месту, что явление нечастое), строчки со сложными, объемными рифмами и четким ритмом; умение быть критиком и добраться до сути того что представляет собой творчество оппонента и его образ здесь, на версусе. Отличный баттл против Лехи Медь, частично хороший – против  Млечного и просто эпичный третий раунд против ХХОСа, который (раунд) вообще смотрится на одном дыхании и оставляет сильное впечатление. В целом – способный баттлер, который, однако, не всегда способностями этими пользуется. VS Леха Медь VS Млечный VS ХХОС

Alphavite

В общем-то сильный MC, с которым злую шутку сыграли его природные данные (голос и внешность): на баттлах он выглядит как-то неуклюже, невыразительно и серо. А невыразительно и серо еще и потому, что Alphavite не имеет собственного, устоявшегося, запоминающегося стиля и примеряет каждый раз разные маски и разные образы. Здесь и образ мачо – соблазнителя женщин; и нарочито «грязные» с приставкой «пере» панчлайны; и фаст-флоу; и элементы пародии, комедии, самоиронии и бог знает чего еще. Отдельные элементы удаются – попадаются хорошие панчлайны, часто удается хорошо поддеть или высмеять противника. Итак, если привыкнуть к Alphavit`у как к таковому, то выступления его покажутся вполне себе неплохими как минимум. VS Zoo in space VS Niggarex VS Redo VS Эрнесто Заткнитесь
 

 

Ну и кое-что стоит добавить из основы. Тоже в общем-то неплохие баттлы, но скорее для посвященных в культуру русского хип-хопа.

СД vs Johnyboy Johnyboy vs Jubilee Басота vs Драго Dmasta vs Galat Meowizzy Vs БасотаСсылка на канал: VersusBattleru