TheBrianMaps

Летсплейер по майнкрафту -> просто-летсплейер (+ немного челленджи)-> наверное-комик (создатель юмористических скетчей). Такой вот творческий путь уже есть у 18-летнего Максима Тарасенко (он же Брайан мапс) на данный момент.

  1. Суть и плюсы шоу
  2. Минусы шоу
  3. Резюме
  4. Что посмотреть

На три вещи можно смотреть вечно: на огонь, воду и на то, как лестплейер по майнкрафту пытается найти себе применение где-нибудь еще. У некоторых, впрочем, получается.

Наш герой тоже начинал с майнкрафта. И… об этой его деятельности трудно сказать что-то определенное (да и теперь это уже и неактуально). Моды на майнкрафт, карты для майнкрафт, выживание в майнкрафт, кооператив-с-другом в майнкрафт – стандартный набор, в общем. Как неизменные атрибуты: плохой звук, писклявый голос, набор речевых приемов… ну, в общем какой и полагается школьнику и такой же словарный запас; и такой же, например, навык монтажа, режиссуры роликов и т.д.

Хотя может быть и не совсем уж такой стандартный набор – были например «фильмы в майнкрафт». Почти полноценные по хронометражу и где перед нами разыгрывали какую-то историю посредством обычного кооперативного летсплея. Тяга к режиссерско-актерской стезе у Максима проявилась, стало быть, уже тогда.

В 2014г. Однако, Minecraft в тематике канала постепенно начал сходить на нет, а в 2015г. Все окончательно стабилизировалось на скетчах и юмористических миниатюрах. По крайней мере, на время.

И здесь нужно сказать пару слов об образе (или может быть непосредственно о Максиме Тарасенко – тут спорно).

Максим – это… м… «школьник» — первое, что приходит в голову, а возможно и единственное. Да, именно «школьник» и в это слово здесь мы не вкладываем никакого негатива. «Юнец» еще подходит – уже не ребенок, но еще не взрослый, еще не до конца сформированный как личность.

И здесь нужно отметить отличие от множества других школьников-юнцов (речь об образе), и, как наиболее показательный пример, от пресловутого Ивангая образца 2014—2016 гг. Ивангай — профессиональный юнец, качества сугубо детские, незрелые здесь особенно ярко подаются, демонстрируются специально (может быть и не специально, просто так получается – в данном случае это неважно). Брайан же – юнец реальный, такой какого вы можете встретить где угодно в своей жизни. Чуть более открытый, чуть более непосредственный, чуть более артистичный и креативный. Но все еще – реальный. Здесь как раз нет выпячивания сугубо детских качеств, какой-нибудь особой дурашливости и ребячества (дети как раз очень стремятся казаться взрослыми). Есть творческий поиск, поиск себя, поиск форматов, заимствование и подражание.

И есть наконец, что наиболее важно, некая детская наивная незрелость и непрофессионализм. В этом смысле Ивангай выглядит как проект организованный вполне взрослыми дядями (именно выглядит), а вот Брайан мапс как непосредственно авторский продукт. Да, наивный и неуклюжий, но свой, собственный.

Это непрофессионализм и незрелость участника школьного драмкружка (и еще кружка видеомэйкера, вероятно) старательного и подающего надежды, но пока еще только постигающего все тонкие нюансы мастерства. А пока это всего лишь «мило» и «похвально». Может даже «очень похвально». Но это для взрослого зрителя – детям это не то, что «может», а уже нравится по факту (количество просмотров говорит само за себя). Это типичный возрастной контент и оценивать его нужно соответствующе.

Если вы вдруг успели потерять нить повествования, то напомню, что речь идет о юмористических миниатюрах, нынешнем главном продукте канала TheBrianMaps. Никакой общей тематики нет – снимается, судя по всему все, что приходит в голову. И все что близко современному подростку: школа, интернет, YouTube, гаджеты.

И уровень школьного драмкружка здесь практически во всем: режиссура, сценарий, декорации, актерская игра… и так далее.

Оценивая с точки зрения возраста целевой аудитории (возраст этот не совпадает с возрастом самого Брайана – скорее это 12-14 лет, а не 16-18) тут есть отдельные моменты и приемы, которые можно было бы назвать сколько-нибудь интересными. За что возможно данный канал и смотрят. [А может быть потому смотрят, что аудитория за счет весьма трендового майнкрафта уже была когда-то набрана, привыкла к Максиму, и в силу инерции и привычки осталась здесь. Но причина в этом лишь отчасти, потому что TheBrianMaps не только сохраняет, но и продолжает набирать аудиторию.]

Так вот, интересные моменты. Связаны они прежде всего с чем-то неожиданным или даже абсурдным. Внезапные падения, драки, ор и прочий неадекват в таком же духе (в пародиях прежде всего) – все в лучших традициях конструирования смешного для детей и от детей, но в данных случаях конструкция получается вполне неплохая.

Сюда же относятся часто используемые приемы, которые в общем не блещут изысканностью, но здесь к месту и вполне оправданы: следование сразу за неадекватным моментом реакции кого-то из персонажей по типу «что?» «вот ведь дурак» или прием, когда сообщается что-то, а следом за тем случается реально прямо противоположное.

Иногда вполне удачно получаются не вполне типичные форматы, например, видео в стиле «короче говоря»: Как подготовится к контрольной за 5 минут.

Неплохо, а конкретнее не так уж и по-детски выглядит техническая сторона роликов: отличный монтаж, присутствие спецэффектов (ну, в  After Effects) и вообще наличие определенной обработки видео. Еще реквизит определенный присутствует и смена декораций, но это мы уже основа скатываемся к определению «похвально», то есть становимся на позицию взрослого, который оценивает деятельность ребенка, что было бы в корне неправильно в данном случае.

И еще. Брайан – миловидный, естественный и открытый мальчик/парень. Ничего наигранного и деланного, когда он выступает именно от своего имени (не от имени какого-то из персонажей). И такое вот живое и непосредственное общение со зрителем смотрится здесь гораздо лучше чем актерские потуги, c’est la vie. По крайней мере, пока вот так.

Минусы шоу.

  • Актерская игра и персонажи.

Они шаблонны, поверхностны и стереотипны. И какое-то стереотипно-гротескно-манерное поведение их зачастую просто раздражает. Стереотипная девочка, стереотипная женщина, стереотипный мужчина, стереотипный отличник («ботан») и… Брайан. Просто Брайан как есть. Достаточный набор персонажей? Нет. Стереотипной бабушки с дедушкой не хватает, непорядок. Еще есть парочка неадекватных персонажей (няня, барменша и т.д.), которые являются по сути одним и тем же персонажем, т.к. придумать много каких-нибудь характеристик кроме: «орет, пьет, дерется» было видимо слишком трудно.

  • Драматургия роликов: сюжет, идея и тому подобное.

Они не раздражают (или не настолько, по крайней мере), но находятся на том же уровне. И здесь нужно небольшое лирическое отступление общее для всей рецензии.

Проекты «для детей» должны создавать взрослые – именно они могут повлиять правильно на своего зрителя, который еще не сформировался полностью как личность и впитывает в этом возрасте все как губка; они могут помочь правильному развитию интересов, ценностно-морально-нравственных ориентиров, вкуса и эстетических предпочтений и многого другого.

Означает ли это что формата «ребенок для ребенка» быть не должно, тем более что новые технологии подталкивают к развитию жанров подобного типа? Нет, очевидно не означает – такого рода ролики, которые удовлетворяют потребность зрителя в общении (общение через интернет и ютьюб – общение особого рода, но это неважно.) и не только – должны существовать.

Там же где ребенок вторгается в сугубо художественную сферу, начинаются проблемы. Взрослый может сделать (в смысле создать, быть режиссером – а в кадре непосредственно может быть кто угодно) и более полезный и более интересный для ребенка контент, а, следовательно и вытеснить продукт ребенка из поля зрения аудитории. Это факт. И если это не произошло, то потому по большому счету, что в эту нишу еще не попытались войти взрослые игроки и из-за иных факторов не связанных с творчеством, но связанные с продвижением, рекламой, продюссированием и пр.

Как относиться ко всему этому с точки зрения рецензента? Прежде всего описать явление (канал и творчество в данном случае) как оно есть, выяснить его истоки и объяснить причины популярности. И уж потом выразить свое мнение по этому поводу, потому как его вполне можно оспорить в данном случае. Ведь Максим Тарасенко вполне может и имеет право делать то, что он хочет, а зритель вполне имеет право смотреть то, что желает без оглядки на мнение кого бы то ни было, так ведь? Ну а мы можем оценивать данный контент и данный формат отрицательно – это тоже наше право.

И последний момент

  • Возраст.

И школьный драмкружок и детская художественная самодеятельность – уровень, который уже следовало бы перешагнуть. Максим, мягко говоря, уже немного взрослый для всего это. Может это мы и увидим как раз в ближайшее время.

Резюме

И еще раз: школьный драмкружок и детская художественная самодеятельность. Для ценителей.

Что посмотреть

Поскольку интересны и смотрибельны скорее отдельные и довольно редкие моменты, то рекомендовать целые выпуски или целые форматы было бы странно. А согласно нашей общей оценке шоу и специфического жанра, ничего рекомендовать вообще не следовало бы. Мы и не будем.

Ссылка на канал: TheBrianMaps