КЛИККЛАК

Совместный проект группы блогеров/ютуб деятелей, у истоков которого с стояли некто Эльдар Джарахов и Илья Прусикин. Тот случай, когда от успешной группы пришли к успешному шоу, но уже без кавычек.

  1. Трэш... что-то (Лото, Олимпийские игры и др.)
  2. Дай леща
  3. Зашкварные истории
  4. Резюме

«Издевайся над собой». Притом, что рубрик тут много и все они довольно сильно различаются, но вот этот общий императив и общий каркас, идея, на которой все и строится, тут просматривается довольно четко.

Бей себя электрошокером, суй пальцы в мышеловку, намеренно попадай в неловкие ситуации, рассказывай всякие очень (очень!) стыдные истории из своей жизни… — издевайся так, как только сможешь придумать. Конечно выражай или изображай при этом бурную эмоциональную реакцию (ради чего собственно все и делается), создай при этом с товарищами атмосферу общего позитива и юмора, вставляй шутки, скетчи… и так далее.

Внешне, по форме весьма напоминает очень известное в прошлом американское шоу «Чудаки», но по сути эти шоу совершенно разные, потому что центр внимания сосредоточен на разных вещах. В чудаках важен сам трюк, перфомэнс, действие – это даже чисто внешне по динамике заметно.

Чудаки, в конце концов — это профессиональные каскадеры. Кликклак же – это профессиональные артисты и комики. В этом собственно и есть основная разница.

Кликклак – это эмоции, реакции, реплики и шуточки. А все игры, трюки и испытания – это по сути декорации, повод для раскрытия всего артистично-комичного, которое и является здесь главным. Хорошо вписывается в данную концепцию то, что и создатели и приглашенные гости, которые проходят какие-нибудь испытания, являются известными ютуб-деятелями. За ними, стало быть, и наблюдать интереснее.

Такой подход дает более легкую атмосферу, атмосферу невинного дурачества и веселья и не вызывает смешанных, неоднозначных эмоций, как это часто бывает при просмотре «Чудаков» и их аналогов, но таит в себе изначально и весьма существенные проблемы, которые с развитием шоу обязательно станут очевидны. Но об этом позже.

Пока о конкретных наиболее значимых направлениях.

Трэш… что-то.

Лото например. Или Олимпийские игры. Или детские игры.

Те самые заявленные «издевательства над собой» в самом прямом смысле. Клеймо на заднице (прямо-таки с настоящей жесткой процедурой клеймления); дурацкие стрижки… самые дурацкие какие только можно было найти в интернете; искусственная борода из волос… с разных мест у других людей. Все вышеперечисленно, кстати, это «Трэш-лото» — вероятно наиболее успешная рубрика из этого раздела. «Лото» — потому что испытания доставались участникам случайным образом посредством некоторого подобия лототрона.

Долго удерживать, а главное долго повышать накал бесбашенности и чудачества (что необходимо если фокус внимания именно на бесбашенности и чудачестве) ребятам не удалось, да и наверное не очень хотелось и скоро издевательства кардинально поменяли облачение: теперь тут есть сюжетность, тематичность или соревновательность. Или все сразу. Стало больше участников и приглашенных гостей и в целом заметно желание разнообразить проект. Так, наконец, и выкристаллизовалась та самая комедийность, о которой шла речь выше.

В чем же секрет успеха комедии подобного рода?

Эмоции. Живые и яркие, потому как созданы особенными, экстремальными (по крайней мере есть некая имитация экстремальности) обстоятельствами.

Концепт: один страдает, все над ним издеваются и так по очереди. Разумеется, шуточно и без особой жестокости. Модель, которая дает силу и контраст эмоций, а также просто неистощимую основу для шуток и подколок. Разумеется, ребята из Кликклак эту модель не изобретали, но работает она здесь так как надо и это уже их заслуга.

Колоритные персонажи, особенная роль для каждого из них в шоу, взаимодействие, которое порождает забавные ситуации.

Чувство юмора, открытость и самоирония, артистичность, умение импровизировать. Чуть больше экспрессии, чуть более выраженные эмоции чем это было бы исходя из ситуации. Можно было бы сказать «переигрывают», но тут именно так и было необходимо, приставка «пере» — не к месту. Хотя конкретно Юрий Музыченко временами действительно несколько переигрывает. Монгол (Андрей Прокофьев) переигрывает сильно. Но его на Кликклаке и не много.

Известность людей, которые здесь снимаются (включая приглашенных гостей). Пункт перечислен последним, но по реальной важности стоит где-то на первых местах. Дело не просто в хайпе как таковом на известных лицах, а в том, что когда во всем этом участвует кто-то кто тебе уже знаком по каким-то другим проектам, то смотреть действительно интереснее.

Куда скатываются и почему.

Новая рубрика. Потому что гораздо конкретнее и определеннее чем какие-то там «минусы». Это как непреодолимый закон тяготения: все блогеры и шоу стремятся скатиться вниз. Будем только пояснять почему и где конкретно этот низ находится.

А скатываются прежде всего в однообразие и самоплагиат.

Дело просто в том, что видов эмоциональных реакций на одну по сути ситуацию (ситуация самоиздевательства, хотя и вариаций, форм того может быть много) есть определенное очень небольшое количество. И при тотальной концентрации именно на реакцию и эмоцию, однообразие становится заметным.

Бесконечное причинение боли друг другу перестает особенно трогать и развлекать, т.к. этих способов причинения боли не очень много, они не особенно изобретательны и вообще на это упор не делается. А реакций ограниченное количество и со временем начинает казаться, что нам каждый раз показывают повтор того же самого шоу чуть в других декорациях.

Шлейф однообразия тянется и на уровень выше – на уровень взаимодействия персонажей, шуток и всяких веселых моментов. Во-первых потому что, как уже сказано, набор первичных реакций тот же, а во-вторых… просто потому что и персонажи все те же. Если исключить непостоянных, так сказать, участников, вроде Руслана Усачева и Данилы Поперечного, то набор персонажей в принципе постоянный. На этом уровне однообразие не столь фатально и вполне преодолимо, но конкретно здесь так уж получается, что оно заметно.

По всей видимости, авторы шоу это тоже поняли причем довольно давно. Потому и формат рубрики «Трэш… что-то» меняется. Например в плейлисте «Трэш-лото» в конце 2017-го стали выходить тематические выпуски «Индия», «Дикий Запад», «Северная Корея» и пр.

Общий подход, однако в том, что и в этом случае происходит лишь смена декораций. Да, костюмы разные, да антураж разный и реквизит немного меняется. Однако не покидает ощущение, что это все уже когда-то было, причем тут же на Кликклаке. Поскольку фокус внимания все на том же, эмоции и персонажи в целом те же (а здесь это главное), то ощущение однообразия здесь будет по определению. Тут либо подход, фокус внимания коренным образом менять, либо вводить какие-то новые и важные элементы вводить: сюжеты, персонажей, взаимодействия и пр., на которых внимание будет сконцентрировано.

Такое уже удавалось парням: новые элементы вводились в виде новых, но принципиально важных персонажей со своей особенной ролью, шутками и пр. Отлично получились выпуски с Данилой Поперечным «Допрос» (Кликклак в тюрьме), «Сказочный бегун»; ролик с Юрием Хованским и прыжками в бассейн; Руслан Усачев в «Детских трэш-играх» и не только смотрелся действительно весьма забавно.

Это уже и к вопросу что стоило бы посмотреть относительно данной рубрики.

Кажется нащупал, сыграли в ящик и пр.

Своеобразное ответвление рубрики – тоже самоистязания, но в лайт-версии и с приглашенными гостями. Поэтому, собственно, и в лайт-версии – люди тут разные, люди тут «звездные», известные в своей среде (в основном YouTube и видеоблогинг) и не настолько бесшабашные.

И оно оказалось еще более в точку в плане концепции: разные участники к тому же уже известные и к тому же ситуация, позволяющая раскрыть этих известных с неизвестных доселе сторон… это как минимум +10 к разнообразию и примерно +50 к увлекательности зрелища. Неудивительно, что именно одно из таких шоу, «кажется нащупал» по-настоящему выстрелило в трендах ютуба и каждый новый выпуск оного набирает минимум несколько миллионов просмотров.

Тему, однако несложно чересчур заэксплуатировать, но надеемся, что ребята из Кликклак до такого не доведут.

Дай леща. Или «лига плохих шуток: очень расширенная версия»

Ну, сначала рассмеши оппонента, а потом дай ему леща если он таки засмеялся. Или получи сам если не рассмешил. И так по очереди.

Шоу, первые выпуски которого сняты у кого-то дома за кухонным столом, а новые – на студии с декорациями, живой публикой, профессиональной съемкой и монтажом, спецэффектами и «звездными» гостями.

По сути, в своей окончательной версии это всем известная «лига плохих шуток». Только после зачитывания шуток весь экшОн тут только начинается. И это… не сказать, что плохо или хорошо, это по-другому. Иногда кажется, что лучше бы этот самый экшОн закончился прямо сразу после произнесения шутки потому что… стыдно. За происходящее, за участников. Но это только иногда.

В этом и есть вся соль этого шоу: после произнесения шутки начинается дикий и неотесанный импровиз, незамутненный поток сознания, объединенный лишь одним расплывчатым стремлением удивить и рассмешить.

И здесь наступает время чистой индивидуальности и умения импровизировать.

Проблема в том, что кто-то может импровизировать, имеет соответствующий опыт: умеет сочинять спонтанные шутки, умеет зацепить нужную тему в разговоре и развивать ее, умеет играть с мимикой, интонациями и пр., кривляться и дурачиться, в конце концов, если нужно – и, наконец, умеет чувствовать себя достаточно свободно и раскрепощенно для всего этого.

А кто-то вот не умеет. Но участвуют в шоу и те и те.

А еще и качество импровизации по определению зависит от тонны различных факторов, которые просто невозможно учесть (на то она и импровизация) – от настроя, от базовой шутки, от действий оппонента, поведения, реплик зала и ведущего.

В итоге один выпуск хочется пересмотреть еще раз, другой, формально схожий – и первый-то раз смотреть тяжело и не всегда хватает терпения.

Есть устойчивый набор людей, которые могут выдать в этом плане нечто смотрибельное. Это безусловно Данила Поперечный, звезда шоу и вероятно лучший импровизатор из всех, кого мы тут видели, а это, собственно, и нужно. Эльдар Джарахов – также с импровизацией все довольно неплохо. Илья Прусикин и Юрий Музыченко – интересны артистизмом и колоритными образами.

Собственно все, наверное. Исходная Кликклак-тусовка. Еще Илья Соболев выдал действительно превосходное выступление против Ильича в четвертом сезоне, но это по причине того, что он очень хорошо к выпуску подготовился. Остальные, кого приглашали и, возможно, будут приглашать — как-то уже не то, а бывает и совсем уж плохо.

Понятно, что устраивать раз за разом одно и то же соревнование среди нескольких одних и тех же людей – это вообще как-то странно и явно зрителю очень быстро наскучит. Поэтому тут либо далее приглашать людей у которых конкретно с импровизацией дела хорошо обстоят (а не просто наиболее известных среди тех, кто желает на Кликклаке засветиться) либо как-то правила корректировать, делать больший упор на материал подготовленный заранее.

Нам хотелось бы, конечно, чтобы упор на импровизацию остался, в этом была «фишка», характерная особенность шоу, то что отличало его от множества других подобных.

Еще бы градус трэша сократить как-то. На каком-то этапе участники вдруг решили что смешить – это значит творить что-нибудь абсурдно-нелепое и чем нелепее, тем лучше. Безусловно. А оно еще бывает и однообразно-абсурдно-нелепое, вот в чем казус. Какие-то генитально-гейско-сортирные итерации, которые и вначале-то смешили так себе, а теперь от многих из них только ощутимый рвотный рефлекс. Не ханжа, но ей-богу.  

А так довольно неплохое шоу, выпуски которого стоит смотреть выборочно. Выбирать желательно с персонажами, которые перечислены чуть выше – меньше вероятности разочароваться в шоу. И в людях вообще.

Зашкварные истории

Время восхитительных историй наступило.

Группа людей (уже нам знакомые по остальным проектам Кликлак + один или два известных приглашенных гостя) усаживаются за столом и рассказывают разные истории, веселятся, шутят и подкалывают друг друга.

Да не простые истории, а зашкварные. Или «позорные» — если подбирать какой-нибудь близкий аналог из более традиционного лексикона. Есть такие игры в разных вариациях, в которые обычно играют знакомые в тесном кругу, общая идея которых: «расскажи какую-нибудь стыдную правду или историю о себе». Здесь в это играют на миллионную аудиторию – такой вот ментальный эксгибиционизм.

Это, если хотите, грязный «ПрожекторПэрисХилтон». И тут понятно, что нужно будет правильно подобрать компанию тех, кто будет собственно обсуждать, шутить, подкалывать, ну и рассказывать истории, само собой. И именно это принципиально важно. Взаимодействие, образы и роли. В этом плане коллектив Музыченко-Ильич-Поперечный (+ еще кто-нибудь) возможно самый удачный по ролям и взаимодействию и который достаточно хорош в импровизации, организует достаточно веселую атмосферу, и в то же время имеет меньше шансов скатиться в галдеж и балаган (что случается, кстати).

А еще понятно, что в отличии от «ПрожекторПэрисХилтон», это формат одного-двух, может быть -трех выпусков. Даже при наличии постоянно разных от выпуска к выпуску гостей, костяк передачи, который неизменен, должен рассказывать истории постоянно в каждом выпуске и по задумке именно свои и невыдуманные.

Формат шоу, который сложно длить сколько-нибудь долго. Нужно участников менять постоянно, что вряд ли вообще возможно на практике, если только не наплевать вообще на качество выпусков. Ибо отбор, согласно логике формата, должен быть очень строгим, иначе получится очень сомнительный продукт. Либо просто истории чужие рассказывать, выдавая их за свои – в этом случае очень не факт, что получится достаточно естественно и органично, не говоря уж о том, что это вообще-то как-то неправильно. Наверное.

И да, грязь и похабщина – это то, во что здесь погружаются с головой. Если у вас вдруг от долгого сидения в интернете чувство брезгливости еще не атрофировалось окончательно, то смотреть это будет тяжеловато. Здесь может быть тонко и смешно, может быть – не очень; но грязно и непристойно будет всегда. Это аксиома.

Так или иначе, если оставить за скобками этическо-эстетический аспект таких «зашкварных историй», то шоу действительно забавное, как минимум первые выпуски заходят очень хорошо и, с некоторыми оговорками, стоят просмотра.

Резюме

Если вы любите ютуб-блогеров, то этот канал для вас. Тут на них можно посмотреть (на некоторых из них, по крайней мере). Если вы не любите блогеров, то этот канал тоже для вас. Тут над ними издеваются. И они сами издеваются друг над другом.

Шутка, конечно, но оба главных мотиватора смотреть это, названы совершенно верно. Еще тут шутят, веселятся, отыгрывают и импровизируют — и в целом делают это достаточно хорошо и профессионально (хотя оценки тут могут быть разные). При более или менее годной концепции шоу, смотрится вполне себе.

Ссылка на канал: КЛИККЛАК